ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭПИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: ДАСТАН «АКСАТКЫН & МЫРЗА УУЛ»
Ключевые слова:
дастан, джаз, музыка, мюзикл, перформанс, театр, синтез, современная музыкальная культура, эпос.Аннотация
В статье исследуется музыкально-сценический перформанс «Аксаткын & Мырзы уул» театра УМТУЛ при Центре традиционной музыки «Устатшакирт». Современная интерпретация эпической поэмы воссоздает традиционные формы музицирования и активно интегрирует их в современное арт-пространство, содействуя сохранению и устойчивому развитию кыргызской традиционной культуры на пути глобализации. Диалог культур, эпох и традиций раскрывается сквозь призму современного художественного мышления в синтезе музыки, театра и мультимедиа, что значительно расширяет зрительскую аудиторию, представляя интерес как для молодежи, так и зрителей старшего поколения. Постановка представляет собой уникальное слияние эпоса с актуальными формами музыкального театра, джазовой импровизацией, хореографией и мультимедийными средствами. Музыкальное оформление, созданное Заслуженным артистом КР Таалаем Бейшеевым, выполняет медиативную функцию между традицией, академической и современной музыкой, формируя выразительный пласт спектакля, основанного на лирическом дастане варианта Барпы Алыкулова «Аксаткын и Кулмырза». Важную роль в проекте играет участие исполнителей разных возрастов и профессиональных категорий, что усиливает диалог поколений и образовательный
потенциал спектакля. Новаторская интерпретация эпоса как «дастан-мюзикла» способствует расширению театрального репертуара и пополнению наследия кыргызского композиторского искусства.
Библиографические ссылки
Адорно Т. Философия новой музыки. – М.: Прогресс, 1976. – 211 с.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – М.: Музыка, 1971. – 232 с.
Ауэзов М. Киргизский героический эпос // Вопросы литературы и искусства. Алматы, 1959.
Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 502 с.
Киргизский героический эпос «Манас»: сборник статей. / Редколлегия: М.И. Богданова, В.М. Жирмунский, А.А. Петросян. – М.: Академии наук СССР, 1961. – 378.
Козырева М.П. Медиасреда и полисенсорное восприятие искусства. // Журнал «Вестник» Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2018, №3. – С. 93-106.7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. – 240 с.
Музыкальная культура Америки в аспекте особенностей фьюжн-стилистики [Электронный ресурс] / Букреев В.А. // Диалог элитарной и массовой культур: Музыкальная культура Америки. URL. https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-ameriki-v-aspek-te-osobennostey-fyuzhn-stilistiki/viewer
Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения / В.Б. Валькова // Журнал «Общества теории музыки». Вып. 2017/1 (17). – С. 37-52.
Статья М. Ауэзова об «Манас» (по варианту Сагымбая Орозбакова) – «Сказители Манаса и слушательская среда». [Рукопись]. – 103 с. URL. https://manuscript.bizdin.kg
Чет элдик кыргыздардын адабияты: 30-том / Туз. Г.Орозова, Р.Сырдыбаева, Н.Осмоналиева. – Б.: «Принт-Экспресс», 2017. – 576 б. («Эл адабияты»).
Элдик поэмалар: «Эл адабияты» сериясынын 31-Том. – Б.: Бийиктик, 2012. – 380 б. («Эл адабияты»).
URL. https://www.youtube.com/watch?v=lmGmW8ZkAK4 Ала-Тоо 24. Балдардын «Өнөр ааламы» маданий форуму.
URL. https://youtu.be/WAJeVHIUk6U #Устатшакирт / Аксаткын & Мырза уул / Филармония.