ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗВЕЩЕНИЯ О СМЕРТИ У КАЗАХОВ
Ключевые слова:
естирту, сынсу, жоктау, жубату, акын, аныз-куйлер, домбра, аксак куланАннотация
В данной статье речь пойдет об инструментальных версиях (кюях), связанных с ритуальной тематикой. В центре внимания: 1. Виды извещений и прощаний с умершими в казахском музыкальном фольклоре. Краткая характеристика; 2) Их представленность в народной инструментальной музыке. В музыкальной традиции казахов сформировался целый комплекс явлений, так или иначе связанных с ритуалами прощания (смерти). Среди них естiрту (обычай иносказательного сообщения о смерти), жоқтау (плач, причитание, оплакивание умершего), зарлау (горький плач, рыдание), коштасу (прощание), арнау (посвящение), жубату (утешение), конiл айту (песня-утешение). В инструментальной музыке имеются пьесы программного характера, созданные на смерть известных людей. Они исполняются на разных музыкальных инструментах (домбре, кыл-кобызе и сыбызгы). Некоторые из них относятся к так называемым кюям-легендам (аныз-куйлер), другие – имеют историю своего создания. Особенности инструментальных естiрту показаны автором на примере нескольких кюев: народного «Аксак кулан», Даулеткерея «Салык олген», цикла «Торт толгау» Тока (домбра), Ихласа «Ерден» (кобыз), «Арбиянын коныры» (сыбызгы). Многие мотивы, используемые в кюях памяти умерших, ложатся на определенные слова. Они могут подтекстовываться, что также выявляет их связь с песенными жоктау (см. кюи «Аксак кулан», «Салык олген», «Ерден» и др.). В инструментальной традиции казахов встречаются циклические пьесы, связанные с жоктау (см. Тока «Торт толгау»). Кроме того, будучи инструментальными версиями эти образцы могут исполняться самостоятельно, вне ритуальных обрядовых действий. Поэтому они сохранились и сегодня украшают репертуар многих современных казахских домбристов.
Библиографические ссылки
Аманова С. О происхождении кюя-легенды «Аксак-кулан» // Казахская музыка: традиции и современность: сб. трудов. – Алма-Ата: АГК им. Курмангазы, 1992. – С.105-119.
Аравин П. Даулеткерей и казахская домбровая музыка XIX века. – Алматы: Онер, 2008. – 240 с.
Ауэзов М. Эпос и фольклор казахского народа // Мысли разных лет. – Алма-Ата: Казгосиздат художественной литературы, 1961. – 554 с.
Аксак кулан. Кетбуга бидiн куйлерi – Астана: КазНУИ, 2015. – 104 с.
Бекхожина Т. Песни-плачи «Жоктау» // Музыковедение, вып. V. – Алма-Ата, 1971. – С.71-77.
Даулеткерей. Жигер: Куйлер / Кураст К.Ахмедьяров. – Алматы: Онер, 1995. – 96 б.
Жубанов А. Струны столетий: очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов. − Алма-Ата: Казгосиздат худож. литературы, 1958. – 395 с.
Затаевич А. 1000 песен казахского народа (песни и кюйи). – М.: Госиздат, 1963. – 606 с.
Затаевич А. 500 песен и кюев казахского народа / под ред. И. Кожабекова. – Алматы: Дайк-пресс, 2002. – 378 с.
Казахский музыкальный фольклор / под общей ред. Б.Г. Ерзаковича. – Алма-Ата: Наука, 1982. – 264 с.
Куй кайнары (сыбызгыга, қобызга, домбырага арналган куйлер) [Ноты]. / Кур. Раимбергенов А., Аманова С. (на каз. и рус. яз). − Алматы: Өнер, 1990. – 288 б.
Косбасаров Б. Кобыз онери. – Алматы: All & Company баспасы, 2016. – 224 б.
Мергалиев Т. Домбыра сазы: Музыкалы-этнографиялык жинак. - Алматы: Гылым, 1972. – 316 б.
Мукышев Т. Сыбызгы сазы. Монголиядагы Баян-Олгей казактарынын сыбызгы куйлери. – Алматы: Онер, 2005. – 80 б.
Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. – Алма-Ата: Жалын, 1978. -176 с.
Утегалиева С. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). − М.: Композитор, 2013. − 528 с.
Ыскаков Б. Сарыарка саздары. Таттимбет талиминдеги куйлер жинагы. Алматы: Ата мура, 2007. – 440 б.
Turmagambetova B., Kaztuganova A. Genre features of the songs of the Zhylyoi region, Almaty, 2024. – 10 p. (M)