Я ЧЭНГ-БЕК, Я АДЫГИНЕ....
Ключевые слова:
кыргызы, Адыгине, племя, этногенез, этимология, Минуса, тотем.Аннотация
В статье исследуются происхождение, этимология и исторические источники связанные с этнонимом адыгине – названия крупнейшего родоплеменной группы в составе кыргызов. Сведения об этимологии, семантике и происхождении этнонима адыгине в научной литературе очень редки. Происхождение этнонима крупнейшего этноса кыргызов считают горно-лесистые районы Южной Сибири, одной из этнических исторических родин кыр-гызов. Значение и этимология племенных названий, которые входит в состав родоплеменной группы адыгине - бөрү, баргы, жору, карабагыш, сарттар имеют тотемический характер. Этнонимы, очевидно, произошли от названий птиц и диких животных. Известно, что параллели этнонима встречаются у тувинцев и хакасов, потомков енисейских киргизов, в формах адык, адык-түлүш. Этноним «адык» сохранил свою древнюю лексическую форму и значение. Названия родоплеменной группы “адыгине” может быть напрямую связано с «медведем», известным тотемом распространенным среди народов мира с древних времен.
Библиографические ссылки
Бартольд В. В. Общие работы по истории Среднeй Aзии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. -М.: 1963. С.473-526.
Бичурин Н. Я (Иакинф). Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I-III. -М.-Л.: 1950-1953.
Бутанаев, В. Я. История Хакасии [Текст]:Курс лекции/В.Я. Бутанаев.-Абакан, 2009. –576 с.
Бутанаев В.Я. Кыргызские изваяния и камнерезное искусство рунического письма// Ученые записки Минусинского краеведчесеого музея им. Н.М.Мартьянова. Минусинск, 2023. С. 54-75.
Васильев Д.Д. Графический фонд памятников тюркской рунической письменности Азиатского ареала. - М.: “Наука”, 1983. -158 с. 6. Грязнов М.П. Минусинские каменные бабы в связи с некоторыми новыми материалами // СА. Т. XII. М-Л.: 1950. С. 150-151. 7. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. – М.: «ККиК», 1993.
Древнетюркский словарь / Под ред. Наделяева В. М., Насилова Д. М., Тенишева Э. Р., Щербака А. Москва-Ленинград: «Наука», 1969. - 677 с.
Евтюхова Л. А. Археологические памятники енисейских киргизов. -Абакан, 1948. -78 с.
Каратаев О.К. Бөрү уруусунун келип чыгышынын тарыхый-этнографиялык негиздери. – Бишкек, “Улуу тоолор”, 2021. – 606 б.
Клеменц Д.А. Путь из Минусинска на Бирюсу // Известия Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.1890. Т. 21, № 1.
Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. – 560 с.
Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии: тексты и исследование. -М.: “Наука”, 1997. – 303 с.
Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: Грамматика. Текстология. Москва: Наука, 2008. - 342 с.
Кошгарий Махмуд. Девону лугат ит тюрк. Индекс-словарь. - Ташкент, 1967.
Мессершмидт, Д. Г. Дневники: Тобольск - Тара - Томск, 1721 г. Даниэль Готлиб Мессершмидт; перевод с немецкого А. В. Моревой. — Томск : Демос, 2021. -130 с.
Орхон-Енисей текстери. – Фрунзе. “Илим”. 1987. – 198 б.
Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford: Clarendon Press, 1972. xlviii, 989 p.
Drompp M. R. Breaking the Orkhon Tradition: Kirghiz Adherence to the Y enisei Region after A. D. 840 // Journal of the American Oriental Society. 1999. Vol. 119. № 3. P. 390–403.
Donuk A. Eski Türk Devletlerinde idari-askeri ünvan ve terimler. İstanbul, 1988.