ДУТАРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО – ФЕНОМЕН ТУРКМЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова:
дутар, туркменская музыка, исполнительские школы, Ахал ёлы, Мары ёлы, устная традиция, импровизация, наставничество.Аннотация
Статья анализирует туркменское исполнительское искусство на дутаре как феномен нематериального культурного наследия. Основное внимание уделено двум традиционным школам — Ахалской и Марыйской, каждая из которых имеет уникальные стилистические особенности. Цель исследования — выявить характерные черты дутарного исполнительства, сопоставить различия между школами и проследить процесс институционализации и профессионализации дутарной музыки в XX–XXI веках. В работе рассматриваются конструктивные и акустические особенности дутара, традиционные методы устной передачи знаний и роль мастеров в формировании музыкальной культуры Туркменистана. Сравнительный анализ стилей Ахалской и Марыйской школ выявляет параметры, такие как импровизационность, следование канонам и развитие индивидуального стиля. Особое внимание уделено влиянию образовательных учреждений, радиовещания и музыкальной нотации на трансформацию дутарной традиции. Несмотря на академизацию, исполнительская традиция сохраняет связь с устной передачей, что обеспечивает преемственность поколений. Результаты могут быть полезны в этномузыковедении, музыкальном образовании и охране нематериального наследия. Автор подчеркивает важность дальнейшей поддержки дутарного искусства для укрепления культурной идентичности.
Библиографические ссылки
Ахмедова М. Музыкальное искусство туркменского народа. – Памятники Туркменистана. – 1973. № 2. – С. 13-15.
Вамбери А. Путешествие по средней Азии. – Москва: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 2003. – 320 с.
Дурдыев Х. Поющие струны: Очерки о творчестве бахши и музыкантов Туркменистана / Х. Дурдыев. – Ашхабад: Туркменистан, 1982. – 288 с.
Наши соседи в Средней Азии. Хива и Туркмения, Издание редакций журнала «Всемирный путешественник» 1873. – 138 с.
Успенский Виктор, Беляев Виктор. Туркменская музыка. Т. 1. – Ашхабад: Туркменистан, 1979. – 384 с.