ТРАДИЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
традиционная музыкальная система, развитие, совершенствование, создание новых явлений, народный музыкант, звуковое пространство, слуховая настройка, информационные технологии, две временные формы наследия, одновременность сосуществования разных звуковых систем.Аннотация
В статье рассматриваются два аспекта проблемы существования традиционного музыкального искусства в условиях современного звукового пространства. Первый – это осмысление понятия «развитие» применительно к живой устной музыкальной традиции. Поднимаются вопросы: что именно может быть объектом развития в рамках этой традиции, какие элементы музыкального языка, композиции и жанра подвержены изменениям, и в каком направлении это развитие может осуществляться. В теоретическом плане разработка понятия «развитие» в контексте восточного музыкального искусства включает два основных компонента: совершенствование уже существующих элементов музыкальной практики и формирование новых явлений, открытие новых направлений развития. Второй аспект затрагивает влияние современного звукового пространства на слуховое восприятие и музыкальное мышление народного музыканта. Объективные обстоятельства таковы, что в сознании исполнителя сосуществуют две различные звуковые системы: с одной стороны – современная, характеризующаяся разнообразием жанров, стилей и звукообразовательных принципов; с другой — традиционная, основанная на этнических формах национального музыкального искусства. На примере таджикской музыкальной культуры в статье приводятся конкретные иллюстрации обозначенных процессов и предлагаются направления дальнейшего изучения данного явления.
Библиографические ссылки
Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Ташкент, 1987. 110 с.
Исхакова С.З. «Неклассическое» звуковое пространство: музыкальная композиция начала XX века в контексте идей времени : автореферат дне. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. акад, музыки им. Гнесиных. - Москва, 1998. - 25 с.
Старчеус М. Слух музыканта: психолого-педагогические про блемы становления и совершенствования. Диссертация доктора педагогических наук. - М., 2005. - 432 с.
Ульмасов Ф. Духовные искания // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. - Душанбе: Дониш, 2001. - С. 276- 287.
Ульмасов Ф.А. Некоторые аспекты взаимодействия внутризонного и межзонного компонентов звуковысотного пространства восточной монодии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 36. - С. 154-162.
Утегалиева С. И. Звуковой мир музыки тюркских народов: те ория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). - М.: Композитор, 2013. - 528 с.
Шесть музыкальных поэм (маком). Ноты. Запись В.Успенского. – Бухара,1924. - 126 с.
Bose Fr. Musikalische Vцlkerkunde. Freiburg im Breisgau: Atlantis, 1953.