МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КЫРГЫЗСКИХ КЮЕВ: ЭМПАТИЯ И СМЫСЛ
Ключевые слова:
Кыргызская традиционная музыка, комуз, музыкальный язык, этномузыка, аутентичное исполнение, экзистенциальное значение, фестиваль “Рух Санат”, культурное наследие, глобализация, кочевая цивилизация, устно-профессиональное музыкальное искусство.Аннотация
В данной научной статье исследуется роль музыки в традиционной кыргызской культуре, анализируется восприятие кюев комуза 1 как “музыкального языка”. Рассматривается также влияние музыки на духовный мир человека, её роль в формировании индивидуального и коллективного сознания, а также её психологические, коммуникативные и экзистенциальные функции. В условиях современной глобализации и мощного влияния музыкальной индустрии обсуждается значение проектов, направленных на сохранение, развитие и международное продвижение кыргызского традиционного музыкального искусства, включая Всемирный фестиваль “Рух Санат”.
Библиографические ссылки
Конен, В. Д. (1978). Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. Москва: Музыка. – 162 с.
Алагушов, Б. (2005). Кылымдардын кылдары. Бишкек: Шам. – 508 с.
Асафьев, Б. В. (1971). Музыкальная форма как процесс. Москва: Музыка. – 312 с.
Виноградов, В. С. (1958). Киргизская народная музыка. Фрунзе: Киргизгосиздат. – 334 с.
Мухамбетова, А., Бегалинова, Г. (2003). Казахский музыкальный язык как государственная проблема. В кн.: Б. Аманов, А. Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк Пресс. – С. 390-403.
Бөкөшов, Ж. (2014). Салт жана билим. Бишкек.
Декер-Фойгт, Г. Г. (2003). Введение в музыкотерапию. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. – 208 с.
Решетникова, А. (2005). Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутия: Бичик. – 408 с.
Айтматов, Ч. (1983). Кылым карытаар бир күн. Фрунзе: Кыргызстан. – 432 с.
Аманова, Р. А. (2025). Кыргыздын оозеки салттагы профессионалдык музыкасы. Бишкек: Илим. – 408 с.