ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССУ У КУРСАНТОВ
Ключевые слова:
курсант, образовательная среда, военные учебные заве стрессовая ситуация, адаптация, психологический фактор, педагогические техно. профессиональная подготовка, жизнестойкость, обучение, воспитание, учебно-боевые и боевые задачи, воспитательная работа, начальник.Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к формированию устойчивости к стрессу у курсантов военных вузов. Актуальность темы обусловлена высокими требованиями к профессиональной подготовке будущих специалистов, действующих в условиях повышенной психоэмоциональной нагрузки. Проанализированы теоретические основы понятий «стрессоустойчивость», «психологическая устойчивость», «адаптация», выделены психологические и педагогические факторы, влияющие на развитие устойчивости к стрессу. Особое внимание уделяется целенаправленному воздействию в процессе обучения: внедрению элементов психотренинга, развитию навыков саморегуляции, формированию позитивной мотивации и рефлексивного мышления. Представлены методики и практиче-ские рекомендации по повышению стрессоустойчивости курсантов, включая использование групповых форм работы, моделирование стрессовых ситуаций и сопровождение со стороны преподавателя и психолога. Подчеркивается значимость комплексного и системного подхода к формированию устойчивости к стрессу как важного компонента профессиональной готовности курсантов.
Библиографические ссылки
Байбородова Л.В. Индивидуализация на разных уровнях педагогического образования // Материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. С. 197-199.
Байбородова Л.В., Груздев М.В. Концептуальные положения духовно-нравственного воспитания будущих педагогов // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи. 2018. С. 30-39.
Лапкина Е.В. Психологическое благополучие курсантов военного вуза // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции / Уральский государственный педагогический университет;
отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург, 2018. С. 22-28.
Жежель Л.В. Образовательная среда военного вуза (на примере Голицынского пограничного института ФСБ России) // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2012.
Созонник А.В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7). С. 260-262.
Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Методология и методы научного исследования. – Москва, 2017.