ЕЩЕ РАЗ ОБ ОБЫЧАЕ “УЧА”
Ключевые слова:
уча тартуу, шыралга, кыргызы, этнос, обычаи кыргызов, этническая культура, традиции.Аннотация
У кыргызов и по ныне существует архаический обычай престижного распределения добычи под названием «уча» – букв. «крестец», «курдюк» или задняя часть
туши барана, коня. Этот обычай распределения добычи широко распространены у тюркоязычных и тунгусоязычных народов Сибири. Сущность обычая «уча» заключалась в распределении части добычи своим соплеменникам. При обращении к охотнику: «шыралга»,
последний обязан был поделиться трофеем. Указанный возглас предусматривал выделение
почетной части добытого мяса любому встречному. Охотник-кыргыз, встретив кого-либо
едущим с добычей, при слове «ужа» брал заднюю ногу с частью позвоночника и шкуру,
второй и третий встречный отрезали себе также лучшие куски мяса, в итоге охотнику не
остается ничего. Аналогичный обычай под названием «уча бер!» (букв. дай крестец) был
зарегистрирован у хакасов и алтайцев. Например, на Северном Алтае хозяин юрты преподносил лучшую часть мяса «уча» в дар шаману, «который, приняв, обрезывает мякоть,
но не всю и дарит, кому захочет из почетных людей. Этот, отрезав себе, передает другому,
обыкновенно старшему себя родственнику или чужому, который, отрезав себе, отдает всем
находящимся, и тут же окончательно очищают кости «уча», не повреждая их. Архаический
обычай «уча» и распределение доли под названием «кешик», бытовали и бытует у современных кыргызов. В кыргызском языке словом «кешик» обозначаются остатки пищи и питья со стола знатных и почетных гостей, которыми угощают молодых или соседей, а также
сам гостинец от угощений на пиру. Таким образом, обычай «уча» возник в среде охотников
и берет начало от охотничьих промыслов, ибо в «вступал в силу уравнительный закон, восходящий к нормам коллективного производства и потребления родового строя. У кыргызов
существовал равный дележ добычи независимо от вклада любого члена охотничьей артели.
В противном случае горные хозяева могли рассердиться и не дать удачи в следующий раз.
По мнению ученых, условия действия обычая «уча» возникли в период разложения родового строя и возникновения соседской общины, когда стало нарушаться исключительное право членов рода на родовые территории, представляется более достоверным предположение,
что он возник при первобытно-родовых отношениях. Обычай «уча» гарантировал людям
поддержку в случае нужды, ибо он обусловливал развитие взаимопомощи, совершенствовал системы брачных связей и установления социальных градаций.
Библиографические ссылки
Абрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко- культурные связи. – Фрунзе, 1990. – 480 с.
Бутанаев, В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005. -196 с.
Бутанаев, В.Я., Монгуш Ч.В. Обряды как отражение традиционный верований тувинцев и хакасов в XIX-XX вв. - Абакан, 2012. –200 с.
Вайнштейн, С.И. Тувинцы-тождинцы. Историко-этнографические очерки - M., 1961. -231.
Вайнштейн, С. И. Социальная организация саянских оленеводов-охотников (тофалары) // Общественный строй у народов Северной Сибири (XVII начало XX в.). М., 1970. С. 300-312.
Каратаев О.К.,Эралиев С. Кыргыз этнографиясы боюнча сөздүк. Бишкек, Бийиктик. 2015. – 555 б
Каратаев О.К. Кыргыздардын теги, келип чыгышы, этностук-маданий байланыштары. Бишкек, КТМУ, 2013. – 367 б.
Монгуш Ч. В. Обряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в
XIX-XX вв.// Автореф.канд. дисс. -Абакан, 2005. – 41 с.
Сирина А. А. Нимат: обычай дележа у северных тунгусов: [в т.ч. у эвенов Магадан.
обл.] //Антропология социальных перемен.-Москва: Российская политическая энциклопе- дия, 2011. С. 300-320.
Юдахин К. К. Кыргызча-орусча сөздүк. Фрунзе, 1965. – 893 с.
Karatayev O. K. “Ucha” tradition kyrgyz kulture end its historical - Ethnographic coun- terparts Karadeniz dergısı. Yıl 5, Sayı 18. S 88-94. 2013. Tyrkey.
Karatayev O. K. Siberiya Türkleri ve Kırgızlardaki Uça geleneği. II Uluslararası Tirk
Kültürü ve Tarihi Sempozyumu. 01-02 Kasım. Yeditepe Üniversitesi. İstanbul. 2018. S. 45-49.