ВОЙЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И ИХ РОЛЬ В БЫТУ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Авторы

  • Баймурадова А.С.

Ключевые слова:

войлок, кошмоваляние, кииз, головные уборы из войлока, одежда из войлока, традиция.

Аннотация

Во все эпохи истории войлочные изделия широко использовались в хозяйстве и быту тюркских народов. Их разнообразие и высокое качество свидетельствуют о древности и высокоразвитости этого ремесла. Туркмены, узбеки, казахи и кыргызы издавна славились своими войлочными изделиями. Искусство кошмоваляния у этих народов берет свое начало c древнейших времен. По степени распространенности в быту тюркских народов основное место, бесспорно, принадлежит войлочным изделиям. Такие, например, изделия как гюлли кече, кииз, сырмак, шырдак, ала кийиз, текемет, оюлы кииз, апранг кийиз и др. являются яркими и самобытными артефактами, воплощающими материальную и духовную культуру тюркских народов Центральной Азии. Целью статьи является исследование значения и роли некоторых войлочных изделий в быту тюркских народов Центральной Азии. Войлочные ковры, занавеси, одежды, головные уборы, плащи, потники, чепраки, молитвенники, покровы для юрты и др. изделия приготовлялись с помощью специальной техники валяния, и каждая из них имела особое предназначение. Исследование каждого вида войлочного изделия во многом способствует более глубокому пониманию духовных и мировоззренческих ценностных ориентиров, существовавших у тюркских народов.

Библиографические ссылки

Аннанепесов М. Хозяйство туркмен в XVIII – XIX вв. – Ашхабад, 1972.

Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства Южных киргизов. – Фрунзе: изд. АН Киргизской ССР, 1962.

Акишев А. Искусство и мифология саков. –Алма-Ата: Наука, 1984.

Baýmuradowa A. Hojanazarowa O. Türkmen keçesi. Turkmen felt mat. Туркменская кошма. – A.: TDNG, 2024.

Baýmuradowa A. Türkmenleriň keçe önümleri. // Türkmenistanda ylym we tehnika. – 2013. – №5. – S. 27-31.

Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. – Л., 1927.

Бердалы Оспан. Кого казахи считали достойным стать ханом – традиция – Хан сайлау. Интернет ресурс. Режим доступа: https://365info.kz/2019/07/kogo-kazahi-schitali-dostojnym-stat-hanom-traditsiya-han-sajlau

Бектиярова Д.С. Использование войлока в изготовлении головных уборов. // Технология текстильной промышленности. – 2019. – №5. – S. 78-83.

Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – Т. 1. – М.-Л., 1950.

Васильева Г.П. Узорные войлоки туркменских мастериц. // Народные мастера, традиции, школы. Вып.1, под.ред. М.А.Некрасовой. – Москва: Изобразительное искусство, 1985.

Гундогдыев О. Рыцари Азии. – Ашхабад: ТГИС, 2011.

Горзинска М. Скромный посланец минувших веков // Мирас. – 2007. – № 2.

Гумилев Л. Древние тюрки. – М.: АСТ, 2008.

Gadymy türkmen diliniň sözlügi. I jilt. – A.: Ylym, 2013.

Gündogdyýew Ö. Türkmenlerde gorag serişdeleri. //Miras, 2006, №3.

Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии. 1926.

Джанибеков У. Культура казахского ремесла. – Алма-Ата: Онер, 1982.

Dubowa N. Marguşlylaryň matalary we egin-eşikleri // Türkmen halysy – günsaýyn ösýän Watanymyzyň gözellik nusgasy. Nutuklaryň gysgaça beýany. –Aşgabat, 2008.

Жапаров А.З., Белек К., Асангулова А.Б. Кыргызские национальные войлочные изделия: современные трансформации. // Этнографическое обозрение. – 2019. – № 1. – С. 166-180.

Кармышева Б.Х. Изготовление войлока у узбеков. // Приаралье в древности и средневековье. – М.: «Восточная литература» РАН, 1998. – С. 289-296.

Кононов А. Н. Родословная туркмен. Сочинение Абул-Гази хана хивинского. – М.-Л., 1958.

Лессар П.М. Юго-западная Туркмения (земли сарыков и салоров). – Спб., Типография А.С. Суворина, 1885.

Mahmyt Kaşgarlynyň sözlügi. Türkçeden terjime eden M. Saryhanow. –A., 2003.

Массон M.Е, Пугаченкова Г.А. Парфянские ритоны Нисы. // ЮТАКЭ, под ред. академика В.В. Струве, том IV. – Ашхабад: Изд. АН TССР, 1959.

Mошкова В.Г., Насонов A.Н., Якубовский A.Е. Очерки по истории Туркмении VIII-XIX вв. – Aшхабад, 1945.

Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. – Алма-Ата: Казахстан, 1979.

Момунбаева Н.С. Традиционные войлочные одежды кыргызов (XVIII-XIX вв.) // Вестник науки и образования. – 2016. – № 11. – С. 25-28.

Овезбердыев К. Материалы по этнографии туркмен-сарыков пендинского оазиса. // AН ТССР, Т ИИАиЭ. Т. 6. – Ашхабад, 1962.

Ремпель Л.И. Терракота Мерва и глиняные статуи Нисы. // ЮТАКЭ, под ред. профессора М.Е.Массона, том 1. – Ашхабад: Изд.ТФ АН СССР, 1949.

Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ткани. – Moсква, 1968.

Reşat Genç. Kaşgarlı Mahmud’a göre XI yüzyılda türklerde dokuma we yaygi işleri. // Türk soylu halklarin hali, kilim we cicim sanati uluslar arasi bilgi şöleni bildirileri. –Ankara, 1998. – S. 131-136.

Sarianidi W. I. Türkmen halyçylygy ozal çak edilişinden-de gadymydyr // Türkmenistan. – 2003. – 29. 05.

Уарзиати В. С., Галиев А. А. Символы и знаки великой степи (история культуры древних номадов). – Алматы, 2006.

Хан (титул). Интернет ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%

Загрузки

Опубликован

2025-11-15

Выпуск

Раздел

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТРАНСФОРМАЦИЯ

Категории