НИКОЛО ДЖАКОМУДЗИ – АВТОР И ИСПОЛНИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТИЛЕ САЯНО-АЛТАЙСКОГО КАЯ

Авторы

  • ЧАрбачакова Л.Н.

Ключевые слова:

Исполнение кая, музыкальный инструмент, музыкант, автор, стихотворение, сохранение

Аннотация

В данной статье рассматривается творчество Н. Джакомудзи (Nicolo Giacomuzzi) – композитора, мульти- инструменталиста, музыканта-виртуоза и талантливого автора стихотворений, отражающих самые глубинные мотивы и прототипы тюркской традиционной культуры. Исполнение кая (горлового пения) Николо Джакомудзи под сопровождение музыкального инструмента кай-комуса основывается на мотивах традиционной музыки алтае-саянских народов (алтайцев, хакасов, тувинцев, шорцев). Надеемся, что в будущем работа музыкологов уточнит технику исполнения этого талантливого музыканта. Возможно, Николо Джакомудзи, как и шорские кайчи, исполняет пение кӧгӱспе ‘грудью’, то есть «открытой гортанью, выдавливая воздух из легких диафрагмой и животом». Н. Джакамудзи – не только композитор и музыкант-виртуоз, но и талантливый автор стихотворений, которые отражают самые глубинные мотивы и прототипы тюркской традиционной культуры. Мы предлагаем для анализа ряд фрагментов из двух произведений этого автора, переведенные на шорский язык с английского: «Курган» и «Кара-пор адым», музыкальное исполнение которых вошло в подготовленный Н. Джакомузи компактный диск по мотивам древних степных культур кочевников Пурун-Пурун ‘Давным-Давно’ (перевод на шорский Л. Н. Арбачаковой, редактор и комментатор текстов песен на компакт-диске И. А. Невская). Творчество Н. Джакомудзи находит широкий отклик в интернете, на медийных платформах общения, в социальных сетях, в том числе и среди пользователей-представителей современных тюркских народов, и способствует популяризации и сохранению их языков и культуры.

Библиографические ссылки

Вербицкий В. И. Алтайские инородцы / Этнограф. отд. Имп. об-ва любителей естествознания и антропологии, состоящий при Моск. ун.-те. – М., 1893. – 336 с.

Кузьмина Е. Н., Арбачакова Л. Н. Образное осмысление звука в героическом эпосе народов ьСибири // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитар ные науки. 2022. Т. 24, № 1. – С. 9–22.

Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника / Пер. с нем. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Примеч. и послесл. С. И. Вайнштейна. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1989. – 749 с.

Шейкин Ю. И., Никифорова В. С. Алтайское эпическое интонирование / /Алтайские героические сказания. Очи-Бала. Кан-Алтын. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.15). – Новосибирск: Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН. 1997. – 668 с.

Шорские героические сказания. Кан-Перген. Алтын-Сырык / Вступ. ст., подгот. поэтического текста, пер., коммент. А. И. Чудоякова; музыковедческая ст. и подгот. нотного текста Р. Б. Назаренко. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 17). – Москва; Новосибирск: Наука, 1998. – 463 с.

Шорский фольклор / Зап., пер., вступ. ст., примеч. Н. П. Дыренковой. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – 448 с.

Чудояков А. И. Этюды шорского эпоса. – Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1995. – 221 с.

Электронные ресурсы: [Электронный ресурс] https://нацио нальнаяполитика.рф/ nationalities/ Шорцы (Дата обращения: 24.04.25)

Загрузки

Опубликован

2025-11-15

Выпуск

Раздел

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ТРАДИЦИИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Категории