СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА - ДОМБРА БАС

Авторы

  • Жумабаев А.Ш.

Ключевые слова:

оркестр казахских народных инструментов, реконструция, диатонический и хроматический строй, экспериментальная музыкальная мастерская

Аннотация

Переход от устной формы музицирования к академической системе, обусловленный общественно-историческими событиями 20-х гг. прошлого столетия, как известно,обусловил создание в Казахстане музыкально-образовательных и музыкально-культурных учереждений. Одним из первых такого рода известных музыкальных коллективов республики стал оркестр казахских народных инструментов имени КазЦИК (рук. А. Жубанов), который был создан в 1934 г. по типу Великорусского оркестра народных инструментов имени В. Андреева. Расширение его репертуара, в который, наряду с казахскими кюями и песнями, стали включаться академические произведения европейских, русских и советских композиторов, поставило его перед необходимостью реконструкции инструментов домбровой группы: преобразования их диатонического строя в хроматический; изготовления их разнотембровых разновидностей. Инструмент домбра бас начал изготавливаться в Казахстане местными мастерами, начиная с 1935 г. Его реконструкция прошла через несколько исторических этапов. Корпус этого двухструнного щипкового инструмента, аналогично бас балалайке и домбре оркестра русских народных инструментов, был объемным и и был значительно больше размера теноровых домбр. Как и настройка последних, домбра бас была двухструнной и настраивалась на кварту (a-d). В 1950-е гг. она проходит через второй этап реконструкции, когда капроновые струны заменяются металлическими, а к двум струнам добавляется еще одна. Соответственно, обновилась и его настройка. В 1957-1958гг. инструменты оркестра им. Курмангазы изготавливались в Экспериментальной-музыкальной мастерской при Комитете искусства при Совете министров СССР. Материалом настоящего исследования стали домбры бас 1959 (мастер К. Касымов) и 1957 (мастер С. Федотов). В статье изложены наблюдения над эрго-морфологическими особенностями инструментов.

Библиографические ссылки

Жұбанов А. Өскен өнер. Алматы: Ғылым, 1985. – 248 б.

Басықара Е. Домбыра бас аспабына лайықталған шығармалар. – Алматы: 2022

Жұмабаев Ә. Домбыра бас аспабына арналған оқу құралы. Алматы: Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясының баспасы. 2021, – 270 б.

Мухитов К. Сборник пьес для бас домбры и фортепиано // Рукопись, Алма-Ата, 1957, –

Бәделхан А. , Жәкішева З. Қамар Қасымов. Павлодар: ЭКО- ҒӨФ, 2004. – 206 б.

Тастанов Хабидолла. Домбыра оркестрін қалай ұйымдастыру керек. Алматы: Қазақ мемлекеттік көркем әдебиет баспасы, 1956. – 142 б.

Протокол № 40. Заседания кафедры казахских народных инструментов. 27 июня 1955г.

Хамиди Л. Инструментоведение. Рукопись.- Алма-Ата, 1941. – 12 л.

Аравин П. Степные созвездия. Алма-Ата: Жалын, 1979. – с. 182.

Хорнбостель Э и Закс К. Систематика музыкальных инструментов, Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Москва: Советский композитор, 1987. – ч 1.- с. 263.

Утегалиева С. Звуковой мир музыки Тюрских народов. Москва: Композитор, 2013. – С. 525.

Загрузки

Опубликован

2025-11-15

Выпуск

Раздел

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ТРАДИЦИИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Категории