О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКА ЯКУТСКОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ М.Н. ЖИРКОВА И ЯКУТСКОГО СКАЗИТЕЛЯ У.Г.НОХСОРОВА: ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ-ОЛОНХО
Ключевые слова:
М.Н. Жирков, У.Г. Нохсоров, якутская народная музыка, первый якутский композитор, народный певец, олонхосут, этнофор первая якутская опера, опера- олонхо, музыкальная драма.Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о сотрудничестве М.Н. Жиркова и У.Г. Нохсорова при создании первой якутской оперы «Нюргун Боотур». В их совместном творчестве произошел синтез традиционного якутского и профессионального якутского музыкального искусства. Описана специфика создания жанра якутской оперы-олонхо при содействии известных якутских олонхосутов, среди которых видное место занимал известный амгинский эпический сказитель, знаток традиционной культуры и этнофор У.Г. Нохсоров. Представлен его вклад как в процесс создания музыкальной драмы, оперы так и первых сценических версий данного произведения- он стал одним из основных его интерпретаторов в сценическом варианте, исполнив практически все ведущие партии. У.Г. Нохсоров плодотворно сотрудничал с М.Н. Жирковым не только в ходе создания оперы, но в первые годы её исполнения на театральной
сцене.
Библиографические ссылки
Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. – Якутск, 1994.
Алексеев Э.Е. Личность народного певца и судьба олонхо в наши дни (Устин Нохсоров и олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» // Эпическое творчество народов Сибири». - Улан-Удэ, 1973. – с. 45-47
Галицкая С.П. Об изучении традиционной музыкальной культуры // Жирковские чтения. 2022, С.11-15.
Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). – Новосибирск : Наука, 1994.
Жирков М.Н. Как создавалась музыка драмы «Джулуруйар Ньургун Батыр» // Социалистическая Якутия. 1941. 18 января.