ЖАНР ЦИКЛИЧЕСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КАРТИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МУСТАФО БАФОЕВА (НА ПРИМЕРЕ «ПЯТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАРТИН ПО ПРОЧТЕНИЮ АЛПОМЫША»)

Авторы

  • Ганиева Л.М.

Ключевые слова:

жанр, цикличность, картина, художественная, творчество, композитор, программность, дастан, фортепиано, цикл.

Аннотация

Узбекский народ создал уникальную музыкальную культуру, и фортепианное искусство занимает в ней важное место, привлекая внимание как исполнителей, так и исследователей. Особое внимание уделяется жанру фортепианной циклической картины, который позволяет композиторам передавать оркестровую картинность в звуках одного инструмента. В этом жанре отражается возрождение неоромантизма, художественная картинность и узбекское мировоззрение. Статья посвящена жанру циклической фортепианной картины в творчестве Мустафо Бафоева, в частности его произведению «Пять музыкальных картин по прочтению Алпомыша». Автор исследует стилистические особенности, фактуру и тематические черты произведения, а также обобщает эволюцию жанра в музыке Узбекистана. Впервые вводится термин «изотерия», объясняющий влияние оперного искусства на инструментальную музыку. В статье представлен исторический и сравнительный анализ, попытка классификации циклической фортепианной картины в творчестве узбекских композиторов. Обнаружены новые приёмы звукоизвлечения и изображения узбекских народных инструментов, таких как дутар и дойра. Исследование основано на работах учёных-музыковедов и способствует дальнейшему развитию жанра.

Библиографические ссылки

Алпамыш. Узбекский народный эпос. Перевод Пеньковского. Ташкент: «Шарк», 1998. 228с.

Аманбаева Д.М. Музыкальные картины в фортепианном творчестве композиторов Узбекистана. // Ж.Наука и образование Москва, 2023. С.29-31.

Мазель Л.А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа музыкальных форм. Москва. Музыка, 1967.752 с.

Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Учебное пособие Москва.Музыка,1986,527с.

Осетрова В. А. Изображение картины современного мира посредством сказочных героев из узбекского эпоса на примере цикла М. Бафоева по прочтению Алпомыша // Ж. Вестник науки и образования. №7. Новосибирск. №7, 2022. ISSN 2312-8089.

Хамиджан Хомиди Мыслители Востока (научно-художественные очерки). Ташкент: «Art Flex». С.335.

Чжу Сяоле Фортепианный программный цикл как жанровая парадигма романтизма (на примере «Годов Странствий» Ф. Листа)//Ж.Музыкальное искусство и образование. Москва, С.63-69.

Загрузки

Опубликован

2025-11-15

Выпуск

Раздел

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ТРАДИЦИИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Категории