ПРЕТВОРЕНИЕ РЕЧИТАТИВНЫХ ФОРМ В КАЗАХСКОМ ОПЕРНОМ ИСКУССТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВ АБЫЗОВ, АКЫНОВ И ЖЫРАУ)
Ключевые слова:
казахская опера; речитатив; декламация; эпическое наследие; фольклор; музыкально-драматический театр; национальный языкАннотация
В настоящей статье исследуется эволюция речитативно-декламационных форм в казахской опере от 1930-х годов до начала XXI века. Автор анализирует органическое слияние эпического устно-поэтического фольклора с европейскими классическими канонами в ключевых произведениях: «Ер Тарғын» Е. Г. Брусиловского (1937), «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди (1944), «Еңлік-Кебек» Г. Жубановой (1958) и «Жерұйық» Г. Жубановой (1985). В основе исследования — музыкально-аналитический, историко-стилистический и компаративный анализ нотных примеров и архивных аудиозаписей. В «Ер Тарғыне» рассматриваются примеры фригийского лада, повторяющихся интонаций и метроритмических структур, подчеркивающих эпический характер сюжета. В «Абае» внимание сосредоточено на трёхчастном ариозо аксакала Сырттана, где контраварианты ладовых, темповых и оркестровых средств усиливают эмоциональную выразительность. Анализ «Еңлік-Кебек» выявляет мелодизированные виды терме, дombra-бурдоны и философские монологи. В «Жерұйыке» изучены полифонические приемы и использование народных инструментов в лейтмотивном развитии образа жырау-мудреца. Исследование подчёркивает фундаментальную роль эпической традиции в формировании национального оперного языка и открывает перспективы для инноваций в речитативе современной казахской композиторской школы. Практическая значимость работы — обогащение репертуара и методологической базы музыкальных театров; теоретический вклад — сравнительный анализ национальных и мировых практик речитативного исполнения. Статья структурирована на концептуальный, аналитический и синтетический разделы и служит методологической основой для будущих исследований.
Библиографические ссылки
Брусиловский Е. Ер Тарғын. /Клавир. Рукопись. – 274 с.
Штумпф К. Происхождение музыки. /Перевод с немецкого Ю.Вайнкопа под редакцией и с предисловием С.Гинзбурга. – Л.: Тритон, 1927. – 60 с.
Шумская Н. Садко Римского-Корсакова. – М.: Музгиз, 1956. – 79 с.
Мюллер М. Гармония. – М.: Музыка, 1976. – 288 с.
Жубанова Г. Енлик-Кебек. Клавир (Перевод М.Лаписовой) – Москва.: Советский композитор, 1981. – 300 с.
Симоненко Я.А. Особенности развития массово-сценических жанров в казахстанском композиторском творчестве (на примере мюзикла и рок-оперы). Диссертация на соискание академической степени магистра искусствоведческих наук по специальности 6М040100 – Музыковедение.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Әбдірахман Г.Б. Астана, 2015.