КОНЦЕПТ «ГОРА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КЫРГЫЗОВ

Авторы

  • Абдразакова Г.Ш. КНУ им. Ж.Баласагына

Ключевые слова:

картина мира, языковая картина мира, пространственная картина мира, категория «пространство», концепт, концепт «гора», символ, метафора, образ, фоновые знания и др.

Аннотация

В статье отмечается, что кыргызский язык является историческим
языком, отражающим сознание, мировоззрение и культуру нации. Считается, что характер,
образ жизни и культура кыргызского народа формируются под влиянием окружающей
географической среды, климата и отражаются в языковых информациях. Языковая
информация, которая выражает сознание и мысли нации, выражается в простой и сжатой
форме с точки зрения структуры каждого регулярного выражения, пословиц, афоризмов,
литературных текстов. Они содержат глубокие философские мысли, которые вдохновляют.
На основании научных взглядов было установлено, что пространство оказывает особое
влияние на жизнь людей и что материальные источники их развития выражаются через
язык. Анализируется сущность «горного» сегмента, который составляет основу категории
«пространство» в кыргызском языковом образе мира, его отражение в языковом сознании
кыргызского народа. В лингвистике, сформированной на основе кыргызского национального
мировоззрения, знак «горы» рассматривается как понятие в кыргызском языковом
Известия НАН КР, 2021, № 1 151
образе мира. Выражение национальных норм поведения посредством лингвистической
информации рассматривается в связи с образом горы. Слово «гора» относится к терпению,
силе, интеллекту, знаниям, целям, времени, времени года и так далее. Было обнаружено, что
он используется в качестве лингвистического символа, метафоры, образующей аналогичные
отношения со словами. Факты показали, что слово «гора» широко используется в качестве
лингвистического символа во фразеологии, паремии и художественных текстах.

Библиографические ссылки

Акаев А. Вступительное слово // Горы Кыргызстана. – Бишкек, 2001. – С.5.

Ахматова М.А. Концепт «Гор» в Карачаево-Балкарском нарстском эпосе //

Современные проблемы науки и образования. – 2015. -№ 2-3.;

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки

славянской культуры, 2001. С.283

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1994.

Замалетдинов Р.Р. Национально-языковая картина татарского мира [Текст]: дис. …

д-ра филол. наук / Р.Р.Замалетдинов. – Казань, 2004. – 499 с.

Карасай уулу Х. Камус наамадан жороп. – Бишкек, 1992. -78 б.

Кожомбердиев Т. Кыл чокулар: Ырлар. – Ф.: Кыргызстан, 1988. – 172 б.

Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // логический анализ

языка: Язык пространство / Отв. Ред. Н.Д.Арутюнова. Москва.: Языки рус. культуры, 2000.

С. 84-92.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. –

М.,1996. – 464 с.

Осмонов А. Ырлар жыйнагы. I том. Ф.: Адабият, 1982. – 460 б.

Степанов Ю.С. В Трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы

лингвистики, философии, искусства. – М.: Наука, 1985. – 335 с.

Сыдыкбеков Т. Көк асаба. Тарыхый роман. – Ф.: Адабият, 1989. – 464 б.

Томпсон Дж. Первые философы. – М.: Изд-во ин. лит-ры, 1959.- с

Черданцева Т.З. Метафора и символ во фразеологических единицах. // Метафора в

языке и тексте. – М.:Наука, 1988. – 176 с.

Загрузки

Опубликован

2021-05-11