ТУВИНСКИЙ ХООМЕЙ: АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ
Ключевые слова:
Тувинское горловое пение, хөөмей, профессионализм, устная традиция, культурное наследие, устойчивость, форма искусства.Аннотация
Данное исследование посвящено феномену тувинского хоомея, известного как горловое пение, с акцентом на анализ профессионализма в контексте устной традиции в творчестве народных хоомейжи Тувы. Рассматривается теория профессионализма устной традиции и наличие определенных критериев этой теории на примере техники исполнения
и особенностей манеры таких народных хоомейжи, как Кайгал-оол Ховалыг, Алдын-оол Севек, Геннадий Тумат, Андрей Опей и Андрей Чульдум-оол. Подчеркивается роль этих исполнителей в сохранении и передаче уникальной формы искусства, а также анализируются композиционная структура, репертуар и их собственная манера. Через всесторонний анализ исследование акцентирует внимание на том, как профессионализм влияет на устойчивость и эволюцию тувинского хоомея в современном обществе.
Библиографические ссылки
Арановский М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь. Статьи, интервью, воспоминания / Ред.-сост. Н.А. Рыжкова / М.Г. Арановский. – М.: Государственный институт искусствознания, 2012. – 440 с.
Галицкая С. П. О профессионализме в традиционной музыкальной культуре // Проблемы музыкальной науки. № 4. С. 6-14. DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.006-014
Грубер Р.И. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI в. / Р.И. Грубер. Т.1 (части 1-2), Т.2 (части 1-2). – М.; Л., 1941-1959.
Донорова У. О. Творческое наследие Андрея Чульдум-оола в системе фольклорных жанров / Материалы международной научно-практической конференции «Вековой путь развития Тувы: исторический, политический, экономический, социокультурный и экологический аспекты, посвященной 100-летию Тувинской Народной Республики». Кызыл, 2022. – с.
-142 https://elibrary.ru/item.asp?id=48572163
Донорова У. О. Турум чаңныг Дугай оглу: Кайгал-оол Ховалыгның чогаадыкчы овуру (монография)= Своевольный сын горы Дугая: творческий портрет Кайгал-оола Ховалыга / У.О. Донорова ред. Э. О. Норбу – Кызыл: тип. МБОУ КЦО «Аныяк», 2022. – 220 с.
Донорова У. О. Особенности композиционной структуры хоомея Алдын-оола Севека / Научные доклады VIII-го Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии», (7-9 июня 2023, Кызыл) // Международная Академия «Хоомей»; отв. ред. док. иск. Е. К. Карелина. – Кызыл, 2023. – 45-
с.
Карелина Е. К. Творчество современных фольклорных групп Тувы: новое менестрельство? // Музыковедение. - № 2. – 2009. – С. 45-49.
Конен В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. – Москва: Сов. композитор, 1984. – 311 с.
Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка, 1994.
Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957-1960 (АН СССР, Ин-т пус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984).
Монгуш У. О. К проблеме профессионализма в традиционной музыкальной культуре Тувы (на примере горлового пения) / Тезисы научных докладов V-го Международного этно-музыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». – Кызыл, 2008. – С. 48.
Монгуш У. О. Особенности композиционной структуры горлового пения хөөмей в творчестве Кайгал-оола Ховалыга / Научные труды ТувГУ – Вып.VIII., Том I. – Кызыл, РИЦ ТывГУ, 2010. – С. 142-144.
Монгуш У. О. Профессионализм устной традиции в творчестве хөөмейжи Геннадия Тумата / Сб.ст. IV Международной научной конференции «Чатхан: история и современность» 01. 07. 10. – 04.07.10. г. Абакан. – С.114-121.
Монгуш У. О. Черты профессионализма устной традиции в творчестве хөөмейжи Андрея Опея / Художественные традиции Сибири: материалы Международной научной конференции, 2-3 октября 2018 г. / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; гл.ред. М.М. Чихачева; ред.: Н.В. Перепич, М.В. Саблина. – Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019. – С. 197-203. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48572163
Монгуш У.О. «Непоколебимый сын горы Дугай: научно-популярное издание о творчестве Кайгал-оола Ховалыга» / У.О. Монгуш; ред. Е.К. Карелина, А.А. Монгуш. – СПб: Сциентиа, 2021. – 193 с. : ил., нот. – (Чамбы-дипте чаңгы хөөмей = Эхо хоомея во Вселенной / ред. серии А.П. Дамба-Хуурак; I т. серии). — Текст: электронный. https://scientia-pub.org/index.php/Sci/
catalog/book/14
Сапонов М. А. Музыкальное искусство Европейских менестрелей: автореферат дис. ... доктора искусствовед.: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория. – М., 1992. – 48 с.
Pegg, Carole. Drone-overtone vocal music as intangible cultural heritage: ways of being (ontology) of nomadic Altai-Sayan peoples or national and global commodity? // Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии. 2024. № 1(1). – С. 15–26. DOI: 10.24412/3034-1418-2024-1-15-26