ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА В НЕТРАДИЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ: УЗБЕКСКИЙ ДУТАР В КАЛИФОРНИИ
Ключевые слова:
традиционная музыка, дутaр, педагогика, система «мастер-ученик», ансамбли мировой музыки.Аннотация
Аргументируя сложную природу транснационального взаимодействия с традиционными музыкальными практиками, данный кейс об узбекском дутаре в Калифорнии иллюстрирует один из способов обращения к прошлому в нетрадиционном контексте. После введения, в котором описывается инструмент и даются определения традиции, это реферат исследует музыкальные традиции дутара в Узбекистане и процесс его ансамблефиксации в XX веке. Потом превращается к ансамблю автора — Центральноазиатскому ансамблю при Университет Калифорния Санта Крузе. Рассматривая, как навязанная структура американской университетской системы сочетается с педагогическим сотрудничеством с мастерами [устозлар] автора — Рузиби Ходжаевой и Маликахон Зияевой, статья завершает рассуждение анализом возможностей, которые открывает взаимодействие с ранее незнакомыми традиционными практиками для студентов университета и для международного взаимопонимания в более широком смысле.
Библиографические ссылки
Beliyaev. Viktor. 1962. Очерки по истории музыки народов СССР. Выпуск 1. Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана (Studies of the History of the Music of the Peoples of the USSR, Vol. 1. The Musical Culture of Kyrgyzstan, Kazakhstan, Turkmenistan, Tajikistan, and Uzbekistan.” Moscow.
-----. 1933. Музыкальные инструменты Узбекистана с многочисленными нотными примерами в тексте и одной таблице (Musical Instruments of Uzbekistan with Numerous Notation Examples in Text and One Table). Moscow.
Djumaev, Alexander. 2005. “Musical Heritage and National Identity in Uzbekistan.” Ethnomusicology Forum 14(2): 165-184.
Hobsbawm, Eric. 1983. “Introduction: Inventing Traditions.” The Invention of Tradition, Hobsbawm, Eric and Terence Ranger, eds. Cambridge: Cambridge University Press. 1-14.
Hood, Mantle. 1960. “The Challenge of Bi-Musicality.” Ethnomusicology 4(2): 55-59.
Intangible Cultural Heritage of Uzbekistan. http://www.ich.uz/en/ accessed June 23, 2025
Khodjayeva, Ruzibi. 1999. Dutorim – Sozim Manim (My Dutar – My Musical Sound). Tashkent: O’qituvchi.
Odilov, A. 1995. O’zbek Xalk Cholg’ularida Ijrochilik Tarixi (The History of Uzbek [Arranged/Reconstructed] Folk Performance). Tashkent: O’qituvchi.
Oxford English Dictionary, “tradition (n.),” June 2025, https://doi.org/10.1093/OED/9389799322, accessed June 23, 2025.
Rahimjonov, Boqijon. 2002. Dutorchilar Ansambli (The Dutarists Ensemble). Tashkent: G’afur G’ulom
Solis, Ted. 2004. “Introduction. Teaching What Cannot be Taught: An Optimistic Overview,” in Performing Ethnomusicology: Teaching and Representation in World Music Ensembles. Ted Solís, ed. Los Angeles: University of California Press. Pp. 1-19.
Sultanova, Razia. 2014. From Shamanism to Sufism: Women, Islam, and Culture in Central Asia. London: I.B. Tauris.
Toshmatov, Davlatjon. 2022. “The Life Path of Yunus Rajabi that we are Not Aware.” Pindus Journal of Culture, Literature, and ELT. 2(4): 11-16.
UNESCO. “Uzbekistan: Elements on the Lists of Itnangible Cultural Heritage” https://ich.unesco.org/en/state/uzbekistan-UZ?info=elements-on-the-lists, accessed June 23, 2025.
Ziyaeva, Malika. 2011 (2008). Dutor: F. Sodiqov Ijro Uslubi (Dutar: F. Sodiqov’s Performance Style). Tashkent: Musiqa.